Главная Литургика

Кто на сайте

Сейчас 618 гостей онлайн

Нас посетили...


mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня1332
mod_vvisit_counterВчера1525
mod_vvisit_counterНа этой неделе2857
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе10780
mod_vvisit_counterВ этом месяце27700
mod_vvisit_counterВ прошлом месяце77363
mod_vvisit_counterЗа все дни1985266

Online (20 minutes ago): 25
Ваш IP: 18.205.176.85
,
Сегодня: 19, Ноя 2019

Последние комментарии

Последние публикации

Проблемы Богослужебного устава


Об отпустах
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
16.03.2010 03:00

Об отпустах

 

Священнослужителю, совершающему богослужение, прежде всего необхо­­димо знать, что отпусты бывают двух видов: великие и малые. Великие отпусты произносятся после вечерни, утрени и литургии. Малые отпусты произносятся после малой вечерни, повечерия, полунощницы и часов. Какая между ними существен­ная разница?

На великом отпусте поминаются святые, имеющие отношение к воспо­минаниям, связанным со днями седмицы (в понедельник поминаются бесплотные силы, во вторник — св. Иоанн Предтеча, в среду и пятницу — честный и животворящий крест Господень, в четверток — св. Николай Мирликийскйй, в субботу — святые мученики и преподобные), и всегда поми­наются святые апостолы; затем поминается храмовой святой, т.е. тот святой, которому посвящен храм; засим поминается святой, память которого в данный день празднуется; в городах, где почивают мощи святого угодника Божия, чтимого, как покровителя города, обыкновенно поминается и его имя; и в заключение отпуста поминаются святые праведные Иоаким и Анна. На литургии, кроме того, после святых апостолов, воспоминается святитель, которого литургия совершалась, т.е. св. Иоанн Златоуст, св. Василий Великий или св. Григорий Двоеслов.

На малом отпусте не бывает воспоминаний, относящихся ко дню седми­цы и не вспоминаются святые храмовые и дневные. Он произно­сится всегда одинаково: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». Только в воскресный день на полу­нощнице и часах в начале присоединяются слова: «Воскресый из мертвых».

Во дни Господских праздников положены особые отпусты, которые печатаются в служебнике. Таковы отпусты на Рождество Христово, Обреза­ние, Богоявление, Сретение, Преображение, на Неделю Ваий и особый в ту же неделю на вечерне, на Великий Четверток, Великий Пяток на утрени и особый в тот же день на других службах, на день Святой Пасхи и на всю пасхальную седмицу, на Вознесение Господне, день Пятидесятницы и особый в ту же неделю на вечерне. В числе этих отпустов не указан отпуст на праздник Воздвижения. В этот день про­износится тот отпуст, который обычно говорит­ся в среду и пяток («силою Честнаго и Животворящего Креста...»), причем обыкновенно прибавля­ется: «воскресый из мертвых» в начале, так как в день Воздвиже­ния с воспоминанием о Кресте соединяется и воспоми­нание о воскресении Христовом («Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое воскресение Твое сла­вим» и на утрени поется: «Воскресение Христово видевше...»).

В такие праздники, как Обрезание Господне и Сретение, случив­шиеся в неделю (день воскресный), служба воскресная не отме­няется, а потому про­из­но­сится воскресный отпуст, а не праздничный.

Отпусты Господских праздников бывают краткие и полные. Краткие про­­износятся на самые праздники и на них не бывает воспоминаний дней седмицы, храмовых святых, святых покровителей города, св. Иоакима и Анны и, большей, частью, святых, память которых прихо­дится в день празд­ника. Полные отпусты произносятся в дни попразд­нства до отдания празд­ника, и они содержат воспоминания храмовых святых, святых, память кото­рых празднуется в эти дни, святых покрови­телей города и свв. праведных Иоа­кима и Анны. В дни попразднства и отдания праздников, если они слу­чатся в день воскресный, произносится отпуст воскресный, а не празд­нич­ный.

Когда утреня соединяется с первым часом в одну службу, тогда великий отпуст произносится после первого часа (т.к. утреня совсем не имеет после себя отпуста).

Во всю пасхальную седмицу пасхальный отпуст: «Христос воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех Живот дарова­вый...» с крестом в руках и последующим затем осенением крестом и трое­крат­ным приветствием: «Христос воскресе!» произносится только на вечер­ни, утрени и литургии. На часах же, повечерии и полунощнице говорится только обыкновенный малый воскресный отпуст, начинаю­щий­ся словами: «Воскресый из мертвых...» без креста и без этого привет­ствия. В день отдания Пасхи пасхальный отпуст с крестом произ­но­сится только в конце литургии, причем священник в последний раз троекратно приветствует верующих словами: «Христос воскресе!»

Совершенно недопустимо по собственному усмотрению поминать на отпустах имена святых, не имеющих отношения к данному дню, храму и празднованию, хотя бы служащий священнослужитель и имел основа­ния лично особо чтить их.

Не полагается на отпусте добавлять к имени святого слова: «егоже и память совершаем». Эти слова произносятся лишь на литийной ектении: «Спаси, Боже, люди Твоя...» и на молитве: «Владыко многомилостиве...» Архиепископ Аверкий

Ниже приводим некоторые выдержки из статьи об отпустах покойного литургиста, профессора Н. Успенского:

1) Под святым, «егоже есть храм», Церковный Устав имеет в виду святого, которому посвящен алтарь, где совершается данное богослуже­ние, а не того, которому посвящен главный алтарь храма и именем кото­рого называется самый храм.

2) Под святым, «егоже есть день», Устав подразумевает не всех без исключения святых, имена которых внесены под данным числом в церковный календарь, а только тех, которым совершается служба в этот день по минее или Триоди...

Ни в коем случае не следует «вычитывать» на отпусте имена святых на данный день по календарю. Также не следует призывать поименно святых, имена которых не указаны в месяцеслове Типикона (хотя и известны из истории и указываются в календаре) и память которых Церковь совершает не по отдельности с прославлением личных подвигов каждого, а как сонма святых. В этом случае следует называть их словами Типикона, например, «святых четыредесяте мучеников, в Севастийстем езере мучившихся». Прекрасным примером этому является отпуст вечерни в Неделю Пятидесят­ницы. В этом отпусте прославляется сошествие Святого Духа на апостолов. Хотя имена последних известны Церкви, однако она, почитая их, как сподобившихся первыми получения благо­дати обещанного Христом Спаси­телем Духа Утешителя, и называя их «святыми, славными, прехвальны­ми, богопроповедниками и духоносны­ми апостолами», не называет их имен, очевидно, в тех видах, чтобы не низвести священный момент благословения церковного на степень перечня имен.

3) Не следует делать в отпусте перестановок имен святых по признаку принадлежности их к тому или иному лику, например, призывать имя апостола, «егоже есть день», прежде имени преподобного, «егоже есть храм», или, например, произносить на вседневном отпусте в четверг имя апостола, «егоже есть храм», прежде «святых славных и всехвальных апостол и иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликий­ских, Чудотворца», но следует строго соблюдать установленный Церковью и дан­ный в Служебнике чин, ибо Церковь, призывая святого храма и дня после святых седмичного круга, делает так не потому, что она якобы почитает их меньше, чем других святых, а, напротив, имея в виду выделить их славную память: одного — как покровителя данного храма и другого — как виновника церковного торжества данного дня. Подтверждение этому можно видеть в молитве «Спаси, Боже, люди Твоя...», читаемой на литии в бденные праздни­ки и на полиелейной утрени перед каноном, а также в поминовении святых на проскомидии — при проскомисании «девятичинной» просфоры. Во всех этих случаях святой храма и святой дня, из коих последний, собственно, является винов­ником праздничного торжества, призываются в конце мо­лит­вы, когда уже совершено призывание многих угодников Божиих и ликов святых.

4) Что касается молитвенного призывания на отпустах местночти­мых святых, то нужно иметь в виду, что древние Уставы предусматривают молит­венное призывание за богослужением как чтимых святых только тех, которые чествуются городом, или областью, или страною, а не отдель­ной церковной общиной. Такими святыми, например, являются для Москвы — Святитель Алексей, митрополит Московский и преподоб­ный Сергий Радонежский, для Санкт-Петербурга — св. благоверный князь Александр Невский, для Киева — преподобные Антоний и Феодосии Печерские, для Новгорода — святитель Никита, епископ Новго­родский. Такого порядка держалась древняя литурги­чес­кая практика...

В свете сказанного нельзя одобрить молитвенного призывания на отпусте святых по мотиву наличия в храме частицы их мощей, чтимой иконы и, тем более, по личному благоговению иерея перед тем или иным святым. Церковь Христова едина, и это единство ее видимым образом проявляется в молит­венном единении всех ее членов. Из этого единства вытекает общность меся­цеслова, тождество апостольских и евангельских чтений в течение всего года и последовательность гласов Октоиха, так что вся Церковь в один день совершает одну и ту же службу, читает одно и то же Евангелие или Апостол, поет один и тот же глас. Церковный Устав осуждает молитвенную ревность о том или ином угоднике Божием, если эта ревность идет вразрез с обще­церковным установлением, и о таких действиях говорит: «Сие от своего неразумия, а не по Церковному уставу» (Типикон, гл. 58, «зри» 1-е).

Русский пастырь, 1997 г., № 28-29, раздел “Богослужение”.


 

Обновлено 28.08.2010 15:29
 


Сайт священника Виктора Бабицына, все права защищены.

Яндекс.Метрика