Об отпустах
Священнослужителю, совершающему богослужение, прежде всего необходимо знать, что отпусты бывают двух видов: великие и малые. Великие отпусты произносятся после вечерни, утрени и литургии. Малые отпусты произносятся после малой вечерни, повечерия, полунощницы и часов. Какая между ними существенная разница?
На великом отпусте поминаются святые, имеющие отношение к воспоминаниям, связанным со днями седмицы (в понедельник поминаются бесплотные силы, во вторник — св. Иоанн Предтеча, в среду и пятницу — честный и животворящий крест Господень, в четверток — св. Николай Мирликийскйй, в субботу — святые мученики и преподобные), и всегда поминаются святые апостолы; затем поминается храмовой святой, т.е. тот святой, которому посвящен храм; засим поминается святой, память которого в данный день празднуется; в городах, где почивают мощи святого угодника Божия, чтимого, как покровителя города, обыкновенно поминается и его имя; и в заключение отпуста поминаются святые праведные Иоаким и Анна. На литургии, кроме того, после святых апостолов, воспоминается святитель, которого литургия совершалась, т.е. св. Иоанн Златоуст, св. Василий Великий или св. Григорий Двоеслов.
На малом отпусте не бывает воспоминаний, относящихся ко дню седмицы и не вспоминаются святые храмовые и дневные. Он произносится всегда одинаково: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». Только в воскресный день на полунощнице и часах в начале присоединяются слова: «Воскресый из мертвых».
Во дни Господских праздников положены особые отпусты, которые печатаются в служебнике. Таковы отпусты на Рождество Христово, Обрезание, Богоявление, Сретение, Преображение, на Неделю Ваий и особый в ту же неделю на вечерне, на Великий Четверток, Великий Пяток на утрени и особый в тот же день на других службах, на день Святой Пасхи и на всю пасхальную седмицу, на Вознесение Господне, день Пятидесятницы и особый в ту же неделю на вечерне. В числе этих отпустов не указан отпуст на праздник Воздвижения. В этот день произносится тот отпуст, который обычно говорится в среду и пяток («силою Честнаго и Животворящего Креста...»), причем обыкновенно прибавляется: «воскресый из мертвых» в начале, так как в день Воздвижения с воспоминанием о Кресте соединяется и воспоминание о воскресении Христовом («Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое воскресение Твое славим» и на утрени поется: «Воскресение Христово видевше...»).
В такие праздники, как Обрезание Господне и Сретение, случившиеся в неделю (день воскресный), служба воскресная не отменяется, а потому произносится воскресный отпуст, а не праздничный.
Отпусты Господских праздников бывают краткие и полные. Краткие произносятся на самые праздники и на них не бывает воспоминаний дней седмицы, храмовых святых, святых покровителей города, св. Иоакима и Анны и, большей, частью, святых, память которых приходится в день праздника. Полные отпусты произносятся в дни попразднства до отдания праздника, и они содержат воспоминания храмовых святых, святых, память которых празднуется в эти дни, святых покровителей города и свв. праведных Иоакима и Анны. В дни попразднства и отдания праздников, если они случатся в день воскресный, произносится отпуст воскресный, а не праздничный.
Когда утреня соединяется с первым часом в одну службу, тогда великий отпуст произносится после первого часа (т.к. утреня совсем не имеет после себя отпуста).
Во всю пасхальную седмицу пасхальный отпуст: «Христос воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех Живот даровавый...» с крестом в руках и последующим затем осенением крестом и троекратным приветствием: «Христос воскресе!» произносится только на вечерни, утрени и литургии. На часах же, повечерии и полунощнице говорится только обыкновенный малый воскресный отпуст, начинающийся словами: «Воскресый из мертвых...» без креста и без этого приветствия. В день отдания Пасхи пасхальный отпуст с крестом произносится только в конце литургии, причем священник в последний раз троекратно приветствует верующих словами: «Христос воскресе!»
Совершенно недопустимо по собственному усмотрению поминать на отпустах имена святых, не имеющих отношения к данному дню, храму и празднованию, хотя бы служащий священнослужитель и имел основания лично особо чтить их.
Не полагается на отпусте добавлять к имени святого слова: «егоже и память совершаем». Эти слова произносятся лишь на литийной ектении: «Спаси, Боже, люди Твоя...» и на молитве: «Владыко многомилостиве...» Архиепископ Аверкий
Ниже приводим некоторые выдержки из статьи об отпустах покойного литургиста, профессора Н. Успенского:
1) Под святым, «егоже есть храм», Церковный Устав имеет в виду святого, которому посвящен алтарь, где совершается данное богослужение, а не того, которому посвящен главный алтарь храма и именем которого называется самый храм.
2) Под святым, «егоже есть день», Устав подразумевает не всех без исключения святых, имена которых внесены под данным числом в церковный календарь, а только тех, которым совершается служба в этот день по минее или Триоди...
Ни в коем случае не следует «вычитывать» на отпусте имена святых на данный день по календарю. Также не следует призывать поименно святых, имена которых не указаны в месяцеслове Типикона (хотя и известны из истории и указываются в календаре) и память которых Церковь совершает не по отдельности с прославлением личных подвигов каждого, а как сонма святых. В этом случае следует называть их словами Типикона, например, «святых четыредесяте мучеников, в Севастийстем езере мучившихся». Прекрасным примером этому является отпуст вечерни в Неделю Пятидесятницы. В этом отпусте прославляется сошествие Святого Духа на апостолов. Хотя имена последних известны Церкви, однако она, почитая их, как сподобившихся первыми получения благодати обещанного Христом Спасителем Духа Утешителя, и называя их «святыми, славными, прехвальными, богопроповедниками и духоносными апостолами», не называет их имен, очевидно, в тех видах, чтобы не низвести священный момент благословения церковного на степень перечня имен.
3) Не следует делать в отпусте перестановок имен святых по признаку принадлежности их к тому или иному лику, например, призывать имя апостола, «егоже есть день», прежде имени преподобного, «егоже есть храм», или, например, произносить на вседневном отпусте в четверг имя апостола, «егоже есть храм», прежде «святых славных и всехвальных апостол и иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца», но следует строго соблюдать установленный Церковью и данный в Служебнике чин, ибо Церковь, призывая святого храма и дня после святых седмичного круга, делает так не потому, что она якобы почитает их меньше, чем других святых, а, напротив, имея в виду выделить их славную память: одного — как покровителя данного храма и другого — как виновника церковного торжества данного дня. Подтверждение этому можно видеть в молитве «Спаси, Боже, люди Твоя...», читаемой на литии в бденные праздники и на полиелейной утрени перед каноном, а также в поминовении святых на проскомидии — при проскомисании «девятичинной» просфоры. Во всех этих случаях святой храма и святой дня, из коих последний, собственно, является виновником праздничного торжества, призываются в конце молитвы, когда уже совершено призывание многих угодников Божиих и ликов святых.
4) Что касается молитвенного призывания на отпустах местночтимых святых, то нужно иметь в виду, что древние Уставы предусматривают молитвенное призывание за богослужением как чтимых святых только тех, которые чествуются городом, или областью, или страною, а не отдельной церковной общиной. Такими святыми, например, являются для Москвы — Святитель Алексей, митрополит Московский и преподобный Сергий Радонежский, для Санкт-Петербурга — св. благоверный князь Александр Невский, для Киева — преподобные Антоний и Феодосии Печерские, для Новгорода — святитель Никита, епископ Новгородский. Такого порядка держалась древняя литургическая практика...
В свете сказанного нельзя одобрить молитвенного призывания на отпусте святых по мотиву наличия в храме частицы их мощей, чтимой иконы и, тем более, по личному благоговению иерея перед тем или иным святым. Церковь Христова едина, и это единство ее видимым образом проявляется в молитвенном единении всех ее членов. Из этого единства вытекает общность месяцеслова, тождество апостольских и евангельских чтений в течение всего года и последовательность гласов Октоиха, так что вся Церковь в один день совершает одну и ту же службу, читает одно и то же Евангелие или Апостол, поет один и тот же глас. Церковный Устав осуждает молитвенную ревность о том или ином угоднике Божием, если эта ревность идет вразрез с общецерковным установлением, и о таких действиях говорит: «Сие от своего неразумия, а не по Церковному уставу» (Типикон, гл. 58, «зри» 1-е).
Русский пастырь, 1997 г., № 28-29, раздел “Богослужение”.
|