Главная Новости Новости РИПЦ ЭПОХА АПОСТАСИИ

Кто на сайте

Сейчас 108 гостей онлайн

Нас посетили...


mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня89
mod_vvisit_counterВчера532
mod_vvisit_counterНа этой неделе89
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе4522
mod_vvisit_counterВ этом месяце10705
mod_vvisit_counterВ прошлом месяце17752
mod_vvisit_counterЗа все дни668003

Online (20 minutes ago): 5
Ваш IP: 54.92.170.142
,
Сегодня: 21, Авг 2017

Последние комментарии

Последние публикации

Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 
08.03.2014 05:00

ЭПОХА АПОСТАСИИ

Протоиерей Борис Молчанов (1896-1963)

"Современная эпоха Апостасии является для нас последним предупреждением о том грозном бедствии, которое может очень скоро охватить весь мир. Она же является для нас и сильнейшим побуждением к сохранению своей теснейшей связи с Истинной Христовой Церковью, в которой мы только и можем стяжать спасительную благодать Божию, не допускающую нас до невольных губительных ошибок в распознавании верного пути"

Прот. Борис Молчанов, 1960 г.

Об авторе:Протоиерей Борис Молчанов (1896-1963) – русский православный богослов и мыслитель, автор книг «Тайна беззакония и антихрист», «Эпоха апостасии», «Антихрист» и др. Родился 24 июля 1896 г. в Санкт-Петербурге в семье протодиакона. Окончил Санкт-Петроградскую духовную семинарию (1916) и артиллерийское училище. По окончании училища служил в артиллерийских частях на Румынском фронте в годы Первой мировой войны. Участник Белого движения в рядах Северо-Западной добровольческой армии ген. Н.Н. Юденича. С 1920 г. в эмиграции во Франции. В 1927 г. рукоположен в сан диакона и назначен на русский приход в Медоне. В 1928 г. окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже и перешел в клир Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Священник. Настоятель православного прихода в Медоне (1927-1933). Настоятель церквей в Лондоне (1933-1938), Бейруте (1938), в Белой Церкви (1938-1941). Преподавал Закон Божий в I-м русском великого князя Константина Константиновича кадетском корпусе и в девичьем институте. Полковой священник 3-го полка Русского охранного корпуса (1941-1945 (по другим сведениям, с января 1942 г.)). С 26 мая 1945 г. – исполняющий обязанности священника 5-го полка Русского корпуса. После войны - настоятель различных приходов в Германии и Австрии (в лагерях для Ди-Пи) (1945-1950). В Австрии служил вторым священником, преподавал Закон Божий в лагере для русских беженцев в лагере в г. Парш. Во Франции с 1950 г., настоятель прихода в г. Нильванж (Франция) в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). В 1952 г. служил в кладбищенской церкви в Сент Женевьев-де-Буа близ Парижа. Затем - заместитель настоятеля архиерейской Свято-Николаевской церви при корпусе имени императора Николая II и Архиерейского Подворья при указанной церкви в г. Версаль близ Парижа (Франция), а также законоучитель кадетского корпуса императора Николая II в Версале (1953-1956). Исполнял обязанности настоятеля Знаменского прихода РПЦЗ в Париже. В 1956 г. переехал в США. Служил настоятелем приходов в гг. Миннеаполис и Джексон Хайт (шт. Нью-Йорк) в юрисдикции РПЦЗ. С 1959 г. второй священник Синодального кафедрального собора Знамения Божьей Матери в Нью-Йорке, сотрудник канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке. Митрофорный протоиерей (1962). В 1963 г. был послан в Сан-Франциско в качестве ревизора и первоначально поддержал противников святителя Иоанна (Максимовича), однако вскоре осознал ошибку, раскаялся и в здании Синода привселюдно на коленях просил у него прощения. Скончался 22 августа 1963 г. в Нью-Йорке. Погребен на кладбище женского монастыря Ново-Дивеево близ г. Нанует (шт. Нью-Йорк).

-----------------------------------------------------------------------------------------------

ЭПОХА АПОСТАСИИ

СОДЕРЖАНИЕ:

ЭПОХА АПОСТАСИИ

а) «Пророческая» или учительная Апостасия
Наше время, как начало учительной и моральной Апостасии

б) Политическая Апостасия
Наше время, как начало Политической Апостасии

в) Религиозная или Церковная Апостасия
1. «Церковь лукавнующих»
2. «Церковь блудница»
Наше время, как начало Религиозной или церковной Апостасии

Наше пристальное всматривание в происходящие события и сопоставление их с предреченными судами Божиими – вменяется нам в обязанность Самим Господом. «От смоковницы возьмите подобие,– поучал Спаситель учеников Своих, – когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знайте, что близко лето. Так, когда вы увидите все cиe, знайте, что близко, при дверях» (Матф. 24, 32-33). За невнимание же к знамениям времени Господь строго обличал иудеев: «лицемеры, лицо земли и неба рассматривать умеете: зачем же вы по самим себе (по своей жизни) не судите, – чему быть должно» (Лук. 12, 56-57).

На протяжении всей истории Христианской Церкви, действует противоборствующая ей «тайна беззакония» (2 Солун. 2, 7), старающаяся увлечь людей к отпадению от уготованного нам Сыном Божиим спасения. Хотя главным виновником ее является диавол, но он действует через «сынов противления» (Ефес. 2, 2), которые и являются проводниками и исполнителями его злой воли на земле. «Тайна Беззакония», над которой деятельно трудится «князь тьмы», проходит известное развитие, по мере ослабления сопротивляемости ей верующих – восходя от силы в силу, и достигает своего предельного роста в ту последнюю особенную эпоху, называемую Апостасией, которая устраняет все препятствия для появления Антихриста и завершается им.«По учению Апостола “тайна беззакония” есть что-то такое, что подготовляет явление Антихриста... Хотя бы между началом действования тайны беззакония и явлением Антихриста протекло несколько тысяч лет, это не препятствует тайне беззакония быть условием или причиною, или одною из причин явления Антихриста» (Проф. Беляев. «О безбожии и Антихристе», т. 1, стр. 620).

О близости времени явления Антихриста и неизбежного при нем конца миpa яснее всего может свидетельствовать последняя эпоха апостасии, имеющая много отличительных признаков, указанных в Слове Божием.

Греческое слово «Апостасия» означает отступление от Бога (см. 1 Тим. 4, 1; Деян. 21, 21; 2 Паралипом. 29, 19; Иерем. 2, 19). Но, употребляемое с определенным членом, оно имеет в виду не всякое отступление вообще, а отступление особенное по своей силе и по своему широкому распространению, отступление громкое, достигшее крайней степени своего развития. Апостасия является последним этапом развития «тайны беззакония», непосредственно выдвигающим Антихриста, имеющим на себе его мрачную тень. В слове Божием указываются три разные формы проявления Апостасии: 1) отступление от Истинного учения и от христианской морали, 2) отступление от нормальной, благословенной Богом государственности и 3) отступление от истинной Церкви Христовой при сохранении ее внешнего облика. Полная тройная Апостасия делает приход Антихриста неизбежным. «День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели» (2 Солун. 2, 3).

Постараемся всмотреться в каждую отдельную форму Апостасии.

а) «Пророческая» или учительная Апостасия.

 

«Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тимоф. 4, 3).

«И многие последуют их разврату, и чрез них путь истины будет в поношении... будут уловлять вас льстивыми словами» (2 Петр. 2, 2-3).

«Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть» (Быт. 6, 3).

Сущностью «пророческой» или учительной Апостасии является извращение «здравого учения» или постепенное отвлечение всей учительной и воспитательной деятельности от истинного христианства, наполнение сознания человеческого всякою ложью, а сердец исключительным стремлением к получению одних чувственных удовольствий.

По выражению св. Отцев – «одна мысль ложная способна низвести во ад». Сколь же чревато великими потрясениями может оказаться замена единственно здравой и спасительной морали всякими произвольными учениями, провозглашающими цветущее здравие там, где болезнь и повреждение, где глубокое нравственное падение.

Поток всевозможных ложных учений должен покрыть всю землю, подобно всемирному потопу. Должны быть широко распространяемы такие учения, которые будут внушать человеку горделивое и лестное сознание возможности неограниченного развития своих сил, возможности устроения социальной жизни без Бога, без подвига самоотречения.

Христианская мораль возможна лишь на основе смиренного сознания своей личной и общечеловеческой греховности, сознания глубокого повреждения всех наших природных сил грехом и возможности нашего исцеления только присодействии Божественной благодати, дарованной нам Искупителем. Христианская мораль внушает страх Божий и требует подвига. Для новой безрелигиозной морали Христос становится ненужным. Зачем Спаситель тем, которые не признают своего неисцельного никакими человеческими усилиями духовного повреждения и не чувствуют нужды в Божественном содействии. Все ложные учения будут только льстить самолюбию и гордости человека и совершенно заглушать страх Божий, а вместе с ним и веру в воздаяние в будущей загробной жизни.

Когда фарисеи отступили от Господа, тогда Господь сказал ученикам Своим, что признаком близости кончины мира и второго пришествия Его будет необыкновенное вещественное развитие. «Люди, яко же бысть во дни Ноевы, тако будет и во дни Сына Человеческого (днями Сына Человеческого названо то время, которое будет предшествовать пришествию Его) – ядяху, пияху, женяхуся, посягаху, до него же дне вниде Ное в ковчег: и прииде потоп и погуби вся. Такожде и якоже бысть во дни Лотовы: ядяху, пияху, куповаху, продаяху, саждаху, здаху» (Лук. 17, 26-28).

Такой широкий разлив практического материализма столько удобен для диавола и его брани против Бога, что диавол особенно постарается «употребить его в последние дни миpa для полного отвлечения всего миpa от Бога. Употребит диавол этот род брани и употребит с решительным успехом» (Еп. Игнатий Брянчанинов, т. V, стр. 330).

По объяснению Св. Отцев, диавол, присужденный судом Божиим пресмыкаться по земле («на персех своих и чреве ходити будеши и землю снеси вся дни живота твоего» – Быт. 3, 14), употребляет все усилия, чтобы и человек постоянно пресмыкался по земле, чтобы он исключительно предавался заботам об устроении своего земного положения и погружался в искания одних удобств и наслаждений, вовсе забывая о Боге и об ожидающей еговечности. «Диавол,– говорит Св. Иоанн Златоуст,– нападает снизу и ...побеждает нас по той именно причине, что мы не стараемся сами подняться туда, где бы он не мог нас ранить. Ибо он не может подняться высоко, но пресмыкается по земле, и потому змей есть его образ. Что значит нападать снизу? Значит одолевать посредством земного, посредством наслаждений, богатства и всего житейского. Посему если диавол видит кого парящим к небу, то во-первых, – не в состоянии напасть на него, а во-вторых, – если и отважится напасть, тотчас сам падает: потому что, будь безопасен, – у него нет ног... Не имей ничего общего с землей, – тогда не нужен будет и труд. Диавол не умеет сражаться открыто, но как змей скрывается в терниях, так он всего чаще притаивается в прелестях богатства» (Беседа 8-я на Послание к Римлянам).
Такой святоотеческий совет совсем не означает осуждения всякому земному попечению, всякому труду, имеющему своею целью обеспечение своего существования. Грех и опасность не в труде, а в исключительной и всецелой погруженности человека в одни материальные заботы при полном устранении всех идейных интересов и запросов духа. Не означает он также и того, что якобы одни только богатые могут подвергаться искушениям всецелого пристрастия к материальным благам. Эти стремления не в меньшей степени могут быть свойственны и самым бедным. При полной нищете человека может охватить непреодолимое влечение к богатству, которое может развиться у него в болезненную страсть, не желающую знать никаких препятствий для своего удовлетворения и готовую на всевозможные преступления.

Конечно, в такой душе при такой исключительной ее устремленности к материальным благам Бог жить не может. Нужно помнить, что Бог не столько отрицаем, сколько вытесняем из сердца человека пристрастием к материальным попечениям. «Всякий человек, занявшийся всецело устройством своего временного положения по плоти и для плоти, непонятным и неприметным образом для себя развивает свое падшее естество; свою невещественную душу соделывает как бы вещественною ... становится весь грех, весь – плоть», где уже нет места пребыванию Божию. (Еп. Игнатий Брянчанинов, т. IV, стр. 273). «Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть» (Быт.6, 3).

«Люди забудут Бога, забудут небо, забудут вечность и в обольщении своем... все внимание устремят на землю, на доставление себе... неизменного благосостояния» (Еп. Игнатий Брянчанинов, т. IV, стр. 271-272).


На почве ложной морали, заглушающей страх Божий, и на почве всецелого погружения людей в плотскую жизнь – обильно вырастут чудовищный разврат и всякие пороки. Греховные примеры и соблазны так умножатся, что увлекут в греховную жизнь бесчисленное множество людей. Картину морального развращения человечества в эпоху Апостасии Св. Ап. Павел изображает так: «знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2 Тимоф. 3, 1-5).

Господствующим тоном жизни станет небывалая повсеместная злоба. По евангелию – любовь между людьми совершенно иссякнет. Взаимоотношения людей будут лишены всякого доверия и полны коварства. «Люди друг друга будут предавать и возненавидят друг друга» (Матф. 24, 10). Злоба охватит людей с небывалой силой и разольется повсюду – во всех слоях общества и даже в самых тесных кругах семейных. «Предаст брат брата на смерть, и отец – детей, и восстанут дети на родителей и умертвят их» (Марк. 13, 12).

«Когда приблизится конец сего века,– писал Лактанций,– тогда необходимо изменится состояние человеческих дел и по причине возрастающей неправды – сделается худшим, так что даже настоящая наши времена, в которыенеправда и злоба возросли до величайшей степени, в сравнении с тем временем неисцельного зла могут быть признаны счастливыми и почти золотым веком. Потому что правда тогда сделается столь редкой, а нечестие, жадность, страсти и распутство до того умножатся, что если и будут некоторые добрые, то они сделаются добычею злодеев и будут ограблены беззаконниками, Одни только злые и будут богаты, а добрые подвергнутся всяким поношениям и впадут в нищету» («Божественные Наставления». Кн. 7-я, гл. 15).


Но, как бы люди ни утопали во зле, они никогда не пожелают открыто объявить себя последователями зла: они постоянно будут стремиться выказать себя с внешней стороны добродетельными. И чем более люди будут позволять себе беззаконие, тем более они будут заботиться оправдать себя ложными учениями и покрыть себя благовидною личиною (Лук. 16, 15). Наряду со злобой разольется в небывалых размерах ложь и лицемерие. Такая лицемерная показная добродетельная внешность совершенно вытеснит потребность истинной праведности.

Жизнь немногих благочестивых и добродетельных людей в обстановке Апостасии – среди торжества практического материализма, среди всеобщей злобы, коварства и лицемерия соделается «мученичеством, подобным томлению Лота в Содоме». Но верующий человек должен помнить, что и самое малое усилие сопротивления разлагающему духу века будет иметь цену пред Богом. На весах Божиих будут взвешены и немощь наша, и средства наши, и обстоятельства, сопутствующие нам, и самое время.

Наше время, как начало учительной и моральной Апостасии.


«Идут, идут страшнее волн всемирного потопа, истребившего род человечески, идут волны лжи и тьмы, окружают со всех сторон, готовы потопить вселенную, истребляют веру во Христа, разрушают на земле Его Царство, повреждают нравы, притупляют, унижают совесть, устанавливают владычество всезлобного миродержца». Так видел только первые начальные признаки надвигающейся Апостасии Еп. Игнатий Брянчанинов (т. I, стр. 407).

То же отмечал и Владимир Соловьев: «Когда прежде существовали такие усовершенствованные средства к распространенно лжи и всякого зла, как теперь? Когда была такая общедоступность всевозможных соблазнов, как теперь?» (т. IV).

Первым признаком моральной Апостасии, как мы указывали, является широкий разлив практического материализма. Если мы будет всматриваться в современную жизнь, то мы не сможем не заметить его полное преобладание, совершенно вытесняющее духовные запросы и стремления. Все силы ума и сердца человека заняты теперь исключительно изобретениями и усовершенствованиями в области технической культуры. Изумительные достижения ее еще более приковывают к себе всеобщее внимание. Газеты наполняются сообщениями о рекордах в авиации, в автомобильных пробегах, в постройках гигантских быстроходных пароходов, о запусках «спутников», и т.п. Но, наряду с этим техническим прогрессом, замечается полный упадок духовной культуры. «Мы,– говорит проф. Спекторский,– начали переживать один из крупнейших мировых кризисов... Не погибаем ли мы все, не опускаемся ли, не возвращаемся ли к дикости и варварству, не присутствуем ли при смерти и похоронах культуры?» Человек забыл Бога, забыл вечность. «Он заменил, как того требовал Бэкон, царство Божие царством человека»... «Никогда еще люди не достигали такого совершенства во всех областях техники. Но вместе с тем никогда не было такого оскудения идеологии» («Христианство и Культура», стр. 5, 9, 10-11).

Отрыв от христианства лежит как печать на всей современной культуре. «Позитивная философия совсем упразднила этику и какие бы то ни было моральные оценки. Марксизм превратил этику в совершенно несамостоятельный придаток экономики, биологическая социология превратила ее в функцию органической жизни» (Проф. Спекторский. Там же, стр. 114).

«С упадком Религиозного чувства общество потеряло свою животворящую организующую его душу. Отрыв от возвышающих религиозных идеалов, которыми всегда питалось истинное творчество, обесплодил научное знание, в основании которого, «хотя бы и самого точного, по словам Шпенглера, лежит религиозная вера», и принизил и опустошил искусство, низведя его с звездных высот на землю» (Митрополит Анастасий. «Христианство и культура». – Хлеб Небесный. № 3, 1936 г. Харбин).

«В обстановке той механизации нашей дехристианизованной культуры, которую так прославил Ратенау, произошла ужасающая вульгаризация вкуса. Искусство, эстетика почти вытеснены модою и развлечениями.


Кто не поет теперь акафиста моде? Мода – это принципиальное отрицание вечности и даже длительности. Мода – это уже не вчера и еще не завтра. Мода – это каприз одних и рабство других» (Проф. Спекторский. Там же, стр. 152-153).

«Большевизм, впитавший в себя все элементы духовного разложения человечества, большевизм, у которого простота доходит до первобытной дикости, знаменует собою эту дряхлость современного общества. Со свойственным ему цинизмом он дерзает на то, чего другие еще не смели выговорить» (Митрополит Анастасий. – Хлеб Небесный. № 3, 1936 г.).

Советская власть не ждет постепенного морального распада, а сама принимает энергичные и жестокие меры к выкорчевыванию христианского влияния и к воспитанию новой личности на безбожно-материалистическом фундаменте. Советская власть создала новую «классовую» мораль, новое право, совершенно противоположные не только высокой христианской, но даже элементарной общечеловеческой этике. Талантливый писатель А.М. Ренников в одном из своих фельетонов в газете «Возрождение» остроумно отметил, что стоит только перевернуть все десять заповедей, как в результате мы получим точное перечисление советских добродетелей, а сами заповеди останутся изложением советских уголовно наказуемых деяний.

Под влиянием советской всемирной пропаганды, разжигающей классовую непримиримость, по всему миру широко разлился поток злобы. Нравственная связь между людьми разрушена. Вместо нее выдвинута общность материальных интересов одной группы и беспощадная борьба с другими группами.

Не лучше обстоит дело и в т.н. свободном мире. Общий отрыв жизни от христианства вызывает полную аморализацию общества и злобную одержимость. На наших глазах разрушается последний устой общества – семья. Молодежь воспитывается программами, кинематографами и телевизией, где показываются «скабрезные фарсы с пошлыми куплетами и чудовищные по длине ленты фильмы, соревнующие друг с другом в сенсационном изображении преступлений и прожигания жизни. Все это оглашается звуками пряной чувственной музыки (джаза), под которую сыны человеческие в похотливых сплетениях производят цинические, т.е. буквально в переводе с греческого – собачьи телодвижения, стараясь еще подражать лисицам, медведям и, в лучшем случае – первобытным дикарям» (Проф. Спекторский. Там же, стр. 154). Раздаются часто речи даже ответственных общественных деятелей и школьных воспитателей, прославляющие «свободную любовь», не стесняемую никакими религиозными и нравственно-бытовыми правилами.

Чудовищный рост всевозможных преступлений, ограблений, убийств, изнасилований, ежедневно отмечаемых во всех мировых газетах, является далеко недостаточной иллюстрацией современных нравов, ибо о многих преступлениях перестали писать, т.к. они стали обычным явлением, не возбуждающим интереса... Многочисленные сообщества преступников (гангстеров), организуемые не только среди взрослых, но даже среди несовершеннолетних юношей, во многих местах настолько являются сильными, что уже становятся как бы государством в государстве.

Постоянными спутниками пороков и всякого зла являются ложь и лицемерие. Сопутствуют они и современной безнравственности.

Ложь прочно засела в печати. Никогда истина не была в таком поношении, как теперь. Даже современная наука, которая всегда считалась свободной от всяких тенденций, теперь не свободна и не смеет говорить правду. Историческая наука старается подтасовывать действительные факты, давать им неправильное объяснение и скрывать величайшее в мировой истории преступление – убийство Царской России... Историки «великой французской революции» путем замалчивания, подлогов и лжи скрыли действительные причины страшного движения, взорвавшего западный христианский мир, и поставили это движение на пьедестал красоты и величия. Они, замолчав об истинных виновниках кровавой трагедии французского народа, убедили весь мир, что французская революция принесла великое счастье не только французскому народу, но и всему человечеству. Такая же беззастенчивая ложь усиленно распространяется относительно прежнего царского строя в России. И в каком ложном освещении рисуется интернациональное советское правительство с целью привлечь симпатии к нему всех трудящихся во всех странах, чтобы вызвать мировую революцию.

Обманываемые, увлекаемые к духовной гибели рабочие и учащиеся часто не имеют возможности правильно разобраться в истинном освещении всех современных событий. Ускоренный темп работы, требующий напряжения всех сил, потребность отдыха и развлечений после утомительного труда лишают человека возможности критического отношения к содержанию газет, журналов и радиовещаний и отводят его внимание от серьезных духовных вопросов.

Но, несмотря на все это, «у всего культурного человечества есть, несомненно, предощущение грядущей катастрофы. Но как во время потопа, все продолжают есть, пить и веселиться, пока не придет бедствие. Развитие техники помогает современным людям ускорить темп жизни, чтобы заглушить внутреннюю тоску, которая гложет их сердце... Человечество, томимое тяжелыми предчувствиями, не хочет остановиться и задуматься над своею судьбою. Оно стремится как бы убежать от самого себя, или, лучше сказать, от той бездны небытия, какая уже начинает притягивать его к себе. Отрекшись от Христа, современная культура сама обрекла себя на разрушение» (Митрополит Анастасий. – Хлеб Небесный. N 3, 1936 г. Харбин).

б) Политическая Апостасия.

«Тайна беззакония... не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь, и тогда откроется беззаконник» (2 Солун. 2, 7-8).

Из этих слов Св. Апостола видно, что Апостасия, широко открывающая двери Антихристу, будет заключаться в устранении удерживающего. Кто же является удерживающим и что он удерживает? Выражение «удерживающий», «держай», «предержащая» происходят от одного и того же греческого глагола «эхо» – держу, который будучи употребляем с разными членами и предлогами означает или силу, заключающуюся в известном строе государственной власти или носителя этой власти («о катехон», «то катехон»), или же самую предержащую власть («хиперехусас») (Рим. 13, 1; 2 Солун. 2, 7). Если мы попытаемся выяснить объект удержания или сдерживания, то в послании к Римлянам (13, 3-4) мы найдем ответ. По мысли Св. Апостола власть «предержащая» путем закона или при содействии меча и наказывания делающих злое – страхом наказания удерживает развитие зла в общественной жизни. В конечном же итоге «предержащая» власть этим сдерживанием разлива зла одновременно задерживает и пришествие «человека греха», который как «беззаконник» сможет появиться только на почве крайнего и всемирного распространения всяческого беззакония. Это главное и существенное назначение государственной власти («царского служения») быть властью «предержащею», т.е. сдерживающею развитие и распространение зла в народной жизни, отмечает и Св. Ап. Петр: «Будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа: царю ли как верховной власти, правителям ли как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1 Петр. 2, 13-14).

По толкованию Св. Отцев «удерживающею» силою является правовой строй Римского царства (см. блаж. Иеронима, Св. Иоанна Златоуста, Амвросиаста, Тертуллиана), являющегося, согласно Слову Божию, последним царством на земле. Устранение его «державной» силы откроет выход на всемирную арену другому царству – звериному и его главному выразителю – Антихристу, что будет уже перед концом миpa.

В книге пророка Даниила мы читаем: «В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела ...вот четыре ветра небесных боролись на великом море. И четыре болыпих зверя вышли из моря, непохожие один на другого.

1) Первый – как лев, но у него крылья орлиные, я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли и стал на ноги как человек, и сердце человеческое дано ему.

2) И вот еще зверь второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него между зубами его. Ему сказано так: «встань, ешь мяса много».

3) Затем видел: вот еще зверь, как барс – на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему.

4) После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный, и весьма сильный: у него большие железные зубы, он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами: он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот вышел между ними еще небольшой рог и три изпрежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» (Дан. 7, 1-8).

Эти четыре зверя означают, «что четыре царя восстанут от земли... Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех... И о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другомвновь вышедшем, перед которым выпали три,– о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих. Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, доколе не пришел ветхий днями...

Об этом он (ангел) сказал: зверь четвертый – четвертое царство на земле... А десять рогов значит, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничтожит трех царей ипротив Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего» (Дан. 7, 17-25).

По объяснению Св. Отцев:
Св. Иоанна Златоуста (см. 4-ю беседу на 2 послание к Солун.)
Св. Ипполита Римского (см. «Сказание о Христе и Антихристе»)
Блаж. Феодорита (см. Творения. 4-я ч., стр. 32-35 и 131-135)
Блаж. Иеронима (см. Комментарии на пророка Даниила)
Св. Кирилла Иерусалимск (см. 15-е огласительное слово)

здесь под видом четырех зверей изображается последовательная смена четырех всемирных царств, начиная со времени пророка Даниила и кончая пришествием «Ветхого днями», т.е. вторым пришествием Сына Божия Господа Иисуса Христа.

1-й зверь (лев с крыльями) – Ассиро-Вавилонское царство,
2-й зверь (медведь) – Мидо-Персидское царство,
3-й зверь (барс или рысь) – Македоно-Греческое царство,
4-й зверь (безымянный) – Римское царство.

Те же четыре царства и в той же последовательности изображаются пророком Даниилом и в других символах:

«Во второй год царствования Навухудоносора снились Навохудоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него. И велел царь созвать тайноведцев и гадателей, и чародеев, и халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его... И сказали халдеи царю... нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю... Рассвирепел царь и сильно разгневался на это и приказал истребить всех мудрецов Вавилонских... И Даниил вошел и просил царя дать ему время, и он представит царю толкование сна. Даниил пришел в дом свой и рассказал дело Анании, Мисаилу и Азарии – товарищам своим, чтобы они просили милости у Бога Небесного об этой тайне... И тогда была открыта тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил благословил Бога Небесного». И, придя к царю, Даниил сказал: «Есть на небесах Бог, открывающий тайны, и Он открыл царю Навохудоносору, что будет в последние дни...

«Тебе, царь, было такое видение: вот какой-то большой истукан: огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана:

1) Голова была из чистого золота,
2) Грудь его и руки его из серебра,
3) Чрево его и бедра его медные,
4) Голени его железные,
ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе Камень не оторвался от Горы без содействия рук человеческих, ударил в истукана в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них, а Камень, разбивший истукана, сделался великою Горою и наполнил всю землю. Вот сон.

Скажем пред царем и значение его. Ты, царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу... Ты – эта золотая голова. После тебя восстанет другое царство ниже твоего. И еще третье царство – медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо, ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною... И во дни тех Царств Бог Небесный воздвигнет Царство, Которое вовеки не разрушится... оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что Камень отторгнут был от Горы не руками и раздробит железо, медь, глину, серебро и золото» (Дан. 2, 1-2,10, 12, 16-19, 28, 31-41, 44-45).

На основании толкования Св. Иринея западный писатель Беллярмин по поводу этого пророчества говорит следующее: «У Даниила последовательность вплоть до конца мира могущественных царств описывается под видом некоторого истукана.

1) Золотая голова его означает царство Ассирийское (-Вавилонское).
2) Серебряная грудь – царство второе Персидское (-Мидийское).
3) Медное чрево – царство третье – Греческое (-Македонское).
4) Голени железные – царство четвертое Римское и последнее.

Длина и двучастность голеней показывает, что это (Римское) царство будет существовать очень долго. Далее из двух голеней (вероятно из двух половин Римского царства – западной и. восточной) выросли десять пальцев (которые соответствуют десяти рогам четвертого зверя), которыми и кончается весь тот истукан. Это потому, что Римская Империя, наконец, разделится между десятью царями, из которых ни один не будет царем Римским, как ни одинпалец не есть голень». («Disputationum de controversis Christianae fidei adversus nostri temporis haereticos», tom. I, lib. 3, cap. 4, 399-400). (Пояснения в скобках от автора).

Говоря о «Римском царстве», у читателя естественно может возникнуть представление о древней Римской Империи. В этом случае читатель заметит несоответствие между святоотеческим учением, которое признает «Римское царство»последним царством, на развалинах коего должна объявиться всемирная власть Антихриста, и историческою действительностью, свидетельствующею о том, что древняя Римская Империя давно уже разрушена, давно на ее теле выросли многие самостоятельные государства, но несмотря на это до сих пор никакой всемирной монархии Антихриста не было. Но такое недоумение может возникнуть лишь вследствие неправильного отождествления двухразных понятий: «Римской древней империи» и «Римского царства».

По объяснению наших богословов «Римское царство» совсем не означает ни территориальных границ древней Римской империи, ни каких либо ее внешних признаков. Под «Римским царством»,– точнее говоря – под «удерживающей» силой Римского царства они разумеют римский «государственный, нравственно-правовой порядок», римский правовой строй (см. проф. Н. Виноградова – «О конечных судьбах миpa и человека». Москва, 1887 г., стр. 132-139; Священника о. Д. Глаголева – «Второе великое путешествие св. Ап. Павла». Тула, 1893 г., стр. 161-166). В таком же смысле понимают «Римское царство» и протестантские богословы: Ольсгаузен, Лютард, Гофман, Оберлен.

Отличительной чертой Римского царства, его внутренней силой являлось Римское Право, являлась его строгая законность. «Римляне выработали столь полное, точное и строгое Право, какого не было ни у какого народа, и осуществляли это право в самой жизни. По силе правовой законности и по строгости дисциплины Римляне превосходили все народы. Благодаря этим свойствам римляне покорили себе весь тогда известный мир и держали покоренные народы в подчинении себе, как в железных тисках» (Проф. Беляев. «О безбожии и Антихристе», т. 1, стр. 485-486). Вот эта твердая, основанная на строгих нравственных принципах, власть, весь правовой порядок, справедливость и дисциплина, поддерживаемые ею – по объяснение Св. Иоанна Златоуста и являются тем Римским царством, или той силой, которая удерживает возможность пришествия Антихриста.

И в этом смысле «Римское царство» еще не кончилось. «Удерживающая» сила Рима после внешнего крушения древней Римской империи не исчезла. Она надолго пережила ее, перейдя в наследство к другим народам. Не напрасно трудились римляне над созданием и усовершенствованием своего Права. Оно явилось лучшим памятником римского гения и ценнейшим вкладом в сокровищницу общечеловеческой культуры. Римское право, унаследованное другими народами, осталось той державной силой, которая охраняла нравственные устои жизни и порядок и в некотором отношении даже христианство. Так, во время кризиса в 8-м веке законы Рима спасли христианство от владычества сарацин более, чем армии,– говорит Фриндлей.

Несколько особый вариант в это понятие «Римского царства» вносит наш духовный писатель Епископ Феофан Затворник. По его мнению, – под «Римским царством» следует разуметь «царскую власть», которая «имея в своих руках способы удерживать движения народные и держась сама христианских начал, не попустит народу уклониться от них, будет его сдерживать. Как Антихрист главным делом своим будет иметь – отвлечь всех от Христа, то и не явится, пока будет в силе Царская власть. Она не даст ему развернуться, будет мешать ему действовать в своем духе. Вот это и есть «удерживающее». Когда же Царская власть (христианская) падет, и народы всюду заведутсамоуправство (республики, демократии), тогда Антихристу действовать будет просторно. Сатане не трудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время французской революции. Некому будет сказать «вето» властное. Смиренное же заявление веры и слушать не станут» (Беседовательн. толкование 2-го послания к Солунянам. Москва, 1873 г., стр. 71).

В виду того, что Царская Христианская власть является самым лучшим воплощением римского нравственно-правового строя и самой совершенной выразительницей его «удерживающей» силы, то Епископ Феофан здесь не только не противоречит общему богословскому пониманию, но еще более его уточняет и конкретизирует.

Именно в этом смысле, т.е. не только как нравственно-правовой строй вообще, но и как царское правление поняли Римское царство те народы, которые после фактического крушения древней Римской империи выразили идеюпреемства ее духовного наследства.

После падения Западной Римской империи титул так называемой «Священной Римской Империи» в 800 году был присвоен Карлом Великим основанной им франкской или немецкой монархии. Государи этой империи сначала даже ездили в Рим короноваться римскою железною короною. И только в 1806 году эта империя была раздроблена Наполеоном, который образовал из нее «Германский Союз», состоявший из множества мелких королевств и княжеств. И этот Союз, равно как и Австрия, не носили уже титула Римской империи.

После падения Восточной Римской империи, когда турки, завладев сначала азиатскими провинциями ее, перешли в Европу, покорили балканских славян и в 1453 году взяли столицу Востока – Царьград, все духовное наследство и значение ее для христианского мира перешло к Московскому царству. Московские великие князья Иван З-ий и Василий З-ий стали смотреть на себя как на преемников Византийских Императоров. «Такой взгляд разделялся и приезжавшими на Русь греками и балканскими славянами, которые взирали на Московских князей, как на единственных защитников веры («держай»), искали их поддержки и помощи против турецкого гнета и называли их в прямом смысле наследниками императоров. В тогдашней русской письменности сами русские люди охотно занимались темами о преемстве между Византией и Москвой... Один из писателей того времени, псковский инок Елеозарова монастыря Филофей написал Великому Князю Василию 3-му послание, в котором доказывал, что изначала мировым центром был Рим старый, затем Рим новый (Константинополь), а в последнее время стал третий Рим – Москва. «Два Рима падоша,– писал Филофей,– а третий стоит, а четвертому не быти» (Проф. Платонов).

Эта идея жила неистребимо в сознании русских государей. Охранение нравственно-правового строя, защиту веры христианской, борьбу с анархией, защиту тронов они считали своей первой и священной обязанностью. Благодаря этой идее Россия совершенно бескорыстно и с большим материальным ущербом для себя неоднократно выступала на защиту православных славян против гнета и мусульманского фанатизма турок, неоднократно приходила на помощь другим государствам и своей военной силой подавляла у них революционные восстания и бунты. Россия твердо держала христианское знамя в своих руках и являлась оплотом мирового порядка против мятежных сил, давно угрожавших Европе.

В силу такого духовного преемства Римского Царства мы должны посчитать его концом не прекращение существования древней римской империи, а ниспровержение всего духовного римского наследства, искоренение тронов, разрушение основ римского правового строя и замену их новыми законами, новым бытом при полном устранении из управления христианских принципов. Такой конец Римского Царства и является «взятием» или устранением «Удерживающего», открывающим свободный путь всемирному разливу зла, а вместе с ним и воцарению Антихриста.

Этот процесс разрушения «Римского Царства» или устранение его «державной силы» во всем мире и является политической Апостасией. Она может начаться повсеместными мятежами. «Егда услышите брани, и слышания бранем, не ужасайтеся,– сказал Спаситель,– подобает бо сим быти: но не у кончина. Восстанет бо язык на язык, и царство на царство: и будут труси по местам, и будут глади и мятежи – начало болезнем сия» (Марк. 13, 7-8). «Здесь особенно замечательно то,– пишет Епископ Игнатий Брянчанинов,– и на этом слове Евангелия я всегда останавливался, что последним признаком начальных болезней, долженствующих предшествовать (окончательной болезни) Антихристу, Писание выставляет мятежи» (т. IV, стр. 494-495).

Далее в обстановке повсеместных революционных восстаний (мятежей) и разрушения христианских тронов на теле раздираемого «Римского Царства» должны возникнуть десять новых «мятежных» царств с новым правовым и социальным строем. Возможно, что эта волна мятежей не все разрушит и уничтожит из старого строя. Некоторая часть крепости «железа» сохранится и в новом смешении с «глиной», но она не в состоянии будет «удерживать» поступательный ход мировой Апостасии и препятствовать явлению Антихриста.

Как долго будет длиться этот переходный период от старого к новому, в какой срок совершится мировая революция – нам неизвестно. В Слове Божием говорится лишь о том, что окончательное сформирование новых десяти царств произойдет почти одновременно с воцарением Антихриста. «Десять рогов,– говорится в Откровении,– ... суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем (Антихристом), как цари на один час» (17,12). По толкованию Св. Ипполита,– десять царств должны вырасти как «пальцы из ног истукана» [b]перед самым воцарением Антихриста.

Очень возможно, что для окончательной перестройки политической и социальной жизни народов, для конечного успеха мировой революции понадобится третья мировая война, которая оставила бы небывалое разрушение и до последнего предела истощила бы все здоровые национальные силы, устранив в лице их всякое сопротивление организованному фронту «беззакония». «Историческим силам, царящим над массой человечества,– писал Вл. Соловьев,– еще предстоит столкнуться и перемешаться, прежде чем на этом раздирающем себя звере – вырастет новая голова всемирно объединяющей власти Антихриста» («Три разговора», стр. 460).

Почти одновременно с формированием новых десяти «мятежных» или апостасийных государств должно постепенно вырастать «между ними» одно малое государство – как «малый рог» среди больших «рогов». Срок его окончательного территориального вырастания нам неизвестен. Из слова Божия явствует лишь то, что оно окончательно созреет тогда же, когда и десять новых царств, т.е. ко времени явления Антихриста, что оно первое признает над собою власть Антихриста и послужит ему опорой для дальнейшего распространения им своей власти на весь мир.

Для захвата всей мировой власти Антихристу придется преодолеть сопротивление со стороны «трех царей» и «с корнем их исторгнуть». По предположительному толкованию Св. Иоанна Златоуста эти три царя (или царства) суть следующие: Египетский, Ливийский и Эфиопский. И только после этого – когда «три рога будут исторгнуты» (Дан. 7, 8, 24), остальные семь рогов (царей) добровольно «предадут силу и власть свою зверю» (Антихристу), т.к. будут иметь с ним «одни мысли» (Откровение. 17, 13). «Имеющий придти (Антихрист),– пишет Св. Ириней Лионский,– трех из них (царей) умертвит, а остальных (семь) подчинит своей власти... и (они) предадут свое царство зверю, и будут гнать Церковь, а потом будут сокрушены пришествием Господа нашего» (Сочинения. 1871 г., кн. 5-я, гл. 25-26; «Против ересей», гл. 30).

Наше время, как начало Политической Апостасии.

«Двадцатый век будет эпохою последних великих войн, междоусобий и переворотов... Старый традиционный строй отдельных наций повсюду теряет значение и почти везде исчезают последние остатки монархических учреждений» («Три разговора». Влад. Соловьев).

Наиболее глубокие мыслители считают первую мировую войну тем рубежом, который резко отделил старую довоенную эпоху от начавшейся новой жизни после войны. Волна грозных потрясений и политических переворотов прокатилась почти по всему миру. «Старые формы государственной жизни сменились новыми; все исконные бытовые устои расшатаны. Политическая жизнь находится в расплавленном состоянии, всюду царит неустойчивость, искание новых форм жизни, шатание. Болыпевицкий хаос в России есть только самое яркое выражение этой всеобщей шаткости, он в известном смысле показателен для состояния всего мира, есть его неумолкающее «мементо мори»... Эпоха покоя, мирного культурного развитая, роста гражданственности, смягчения нравов, укрепления личной свободы кончилась. Мы захвачены каким-то бурным водоворотом... Мы, потеряв способность творить историю, находимся... во власти ее мятежных сил, не мы творим ее, но она несет нас» (С.Л. Франк. «Духовные основы общества». Париж, 1930 г., стр. 9-10).

«Мир еще не заметил,– пишет один итальянский ученый,– политических результатов, вызванных мировой войной... Он еще не заметил, что в марте 1917 г. одному из двух политических принципов, на которых зиждется весь общественный строй Европы,– принципу монархическому, был нанесен Русской революцией первый страшный удар, что второй, решительный смертельный удар был ему нанесен в ноябре 1918 года, когда рушились империя Габсбургов и империя Гогенцоллернов. Он еще не сознает, что падение монархического принципа в Европеявляется событием огромной важности, что им заканчивается политический кризис, начавшийся два столетия тому назад» (Г. Ферреро. «Гибель античной цивилизации». Лейпциг, 1923 г., стр. 108)... «Монархический принцип умер. Уже расшатанный неверием, рационализмом, учением о равенстве, войнами и революциями... он окончательноискоренен мировой войной» (Там же, стр. 118). «Если же в Европе еще остается несколько тронов, уцелевших, как верхушки скал, не затопленных наводнением, то те, кто их занимают, уже не короли, а тени» (Там же, стр. 118)... «Мировая война оставила за собою много развалин, но как мало значат все остальные по сравнению с этим разрушением всех принципов власти» (Там же, стр. 120).

С этим глубоким замечанием ученого можно согласиться только в отношении Западного мира. В России же монархический принцип и строй насильственно устранен, но не вытравлен из памяти и сердца народа. Русский народ активного участия в революции не принимал. Он ее принял, как совершившийся помимо него факт, и принял только потому, что поверил ложным обещаниям революционной власти. Кроме того, Русский Царь вместе с Семьей своей принял мученическую кончину от рук интернациональных злодеев. И эта кровь святых Царственных Мучеников не только не позволит уничтожить ореол царской власти в глазах народа, но при благоприятных условиях сможет возбудить потребность в нем восстановления Царского правления, как единственного проводника Божьего благословения его народной жизни.

Русская революция, устранив главный оплот мирового порядка в лице Русской Православной Монархии, стала принимать все меры для развертывания в революцию интернациональную, всемирную. По многим странам прокатилась волна мятежей, разрушивших «удерживающий» строй «Римского Царства» и на место его установивших новый строй, не только не сдерживающий развития «беззакония», но и активно содействующий всемирному разливу зла уничтожением всех «шлагбаумов» для беспрепятственного прихода Антихриста.

Полное торжество политической Апостасии, согласно указаниям Слова Божия, может наступить при окончательном образовании десяти мятежных апостасийных государств. В виду того, что некоторые новые мятежные государственные образования еще окончательно не оформились, т. к. многие могут соединиться в одно государство с другими, то сейчас невозможно точно перечислить их. Можно сказать, что апостасийная власть укрепляется в Сов. России, в Китае, в Югославии, в Румынии, в Венгрии, в Бoлгapии, в Польше... А когда закончится этот процесс – гадать трудно и бесполезно.

Мировая война имела своим последствием и другое весьма значительное событие, указанное также в числе признаков Апостасии. Это – вырастание «малого рога» в лице создающегося государства Израиля. Когда окончательно оно оформится, на каких границах остановится – гадать также бесполезно.

Окончательное устройство еврейского государства должно ознаменоваться осуществлением тысячелетней мечты иудейской – восстановлением храма Соломонова на вершине горы Мориа, где в настоящее время высится мечеть Омара «Харам-еш-Шериф». Восстановленный в свое время храм Соломонов, как известно, был снова разрушен римскими войсками в 70 году по P.X. при подавлении иудейского восстания. В 361-363 гг. император Юлиан Отступник, зная христианское пророчество о том, что этот храм не может быть восстановлен до самого последнего времени (см. Матф. 24, 1-2; Марк. 13, 1-2; Лук. 19, 44; 21, 5-6, 24), возымел дерзкое желание посмеяться над христианской верой и доказать несостоятельность христианских пророчеств и решил вновь выстроить Иерусалимский храм на прежнем месте и восстановить в нем иудейское богослужение. «По его призыву в Иерусалим собрались со всех стран евреи, заготовили множество строительного материала и приступили к работам. Но землетрясение и вырвавшийся из земли огонь неоднократно уничтожали все труды их и окончательно разрушили остатки прежнего храма» (Проф. Беляев. «О безбожии и Антихристе», т. 1, стр. 217, примечание).

Тот же факт отмечает и историк Л. Дюшен. «Юлиан,– говорит он,– задумал вновь отстроить храм и восстановить культ, к которому сам лично питал лишь презрение... Это предприятие, порученное одному высокопоставленному чиновнику, хотя и поддерживалось широкими кредитами, осталось без результата. Когда стали копаться в основаниях древнего здания, оттуда вырвалось пламя, опалившее нескольких рабочих» («История древней Церкви», т. 2, стр. 224. Москва, 1914 г.).

Ориген в своем толковании на ев. Матфея говорит, что если храм в Иерусалиме будет опять выстроен, то только для Антихриста» («Опера омниа», т. 4, лист 275).

в) Религиозная или Церковная Апостасия.

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тимоф. 4, 1).

Отступление от истинной веры может проявляться в следующих формах:

1) в извращении (искажении) истинного содержания вероучения, в изменении ее догматов, т.е. в ересях.

2) в лжеверии или в отрицании всего христианства, но с сохранением веры в Бога (как у магометан, иудеев, язычников...).

3) в неверии или в полном равнодушии ко всякой вере, в атеизме, т.е. в отрицании предметов веры: бытия Божия, бессмертия души.

4) в богоборчестве, т.е. в активной борьбе со всякой Религиозной верой и ожесточенном восстании против Бога и всего святого.

Самой распространенной формой отступления, как полагает Епископ Феофан Затворник, будет извращениеистинного христианства (ереси) или так называемое ложное христианство. «Евангелие будет всем известно,– пишет он,– но одна часть пребудет в неверии ему, другая, наибольшая, будет еретичествовать, не Богопреданному учению следуя, а построевая себе свою веру своим измышлением, хотя на основании Слова Божия... И все такие будут присвоять себе имя христиан. Будет часть и содержащих истинную веру, как она предана Св. Апостолами и хранится в Православной Церкви, но из этих немалая часть будет только по имени православными, в сердце же не будет иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век... Хотя имя христианское будет слышаться повсюду и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это только видимость, внутри жеотступление полное. На этой почве (на почве ложного и лицемерного христианства) народится Антихрист и вырастет в том же духе видимости, без существа дела. Потом отдавшись сатане, явно отступит от веры и ... всех, не содержащих христианства в истине, увлечет к явному отступлению от Христа Господа, заставив себя самого почитать за бога» (Толкование на 2-е послание к Солунянам, стр. 58-61).

Здесь нам очень важно отметить тот мало примечаемый закон, в силу которого всякое ложное и лицемерноехристианство неизбежно приведет своих последователей к признанию Антихриста или к тому течению, которое будет приготовлять его явление. Во всяком лжеучении, как и в фарисейском отношении к истине таится семя вечной погибели. Напрасно многие не придают должного значения догматам. Тесную связь догматов веры с нравственно-практической деятельностью и с подвигом спасения раскрыли Епископ Игнатий Брянчанинов и Блаженнейший Митрополит Антоний (Храповицкий). По учению Церкви в деле спасения нет ничего важнее исповеданияБогооткровенной Истины. Само Слово Божие свидетельствует, что Богу «должны покланяться в Духе и истине» и что только «таких поклонников» Бог ищет и приемлет (Иоан. 4, 23-24). Истина – совсем не такая малозначащая вещь, с которой можно было бы обращаться как угодно. В Истине реально присутствует и Дух Истины, Иже от Отца исходит. А во всякой лжи реально присутствует и отец лжи, сиречь диавол. И потому человек, исповедующий истину, принимает и Духа Истины, а исповедующий ложь, непременно усваивает и духа лжи, духа отверженного.

Вне Единой Православной Церкви нет и не окажется ни средств для верного познания Антихриста, ниБлагодатных сил для стойкого противостояния ему и всем его искушениям. Этот закон неизбежного обольщения и вечной погибели всех, не принявших «любви истины для своего спасения», отмечает Св. Ап. Павел: «и пошлет им Бог действия заблуждения, так что они будут верить лжи. Да будут осуждены все не веровавшие истине, новозлюбившие неправду... И так, братие, стойте и держитесь предания, которым вы научены словом или посланием нашим» (2 Солун. 2, 8-15). Тот же самый закон выражен и в символе Св. Афанасия: «Иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическую веру, ее же аще кто целы и непорочны не соблюдет, кроме всякого недоумения, во веки погибнет» (Псалтырь с восследованием).

Об истинной же Церкви в это время (в эпоху Апостасии) можно будет сказать словами пророка: «Бысть пуста весьма» (Иезек. 38, 8). Это говорит пророк вдохновенный, когда видел в дали времен время последнее, судьбу Церкви и могущественное царство, возникающее на Севере» (Еп. Игнатий Брянч., т. 4, стр. 495-496). Стойкость и самоотверженность в борьбе за истину станет чрезвычайно редким явлением. Любовь к миру и к его благам будет превозмогать над любовью к Истине. Церковные иерархи со своим клиром и своею паствою, порвавшие связь с Христовой Истиной, но продолжающее лицемерно выказывать себя членами истинной Церкви, составят общество, именуемое в Писании


1. – «ЦЕРКОВЬ ЛУКАВНУЮЩИХ».

Характерной чертой ее, отличающей ее от древних еретических обществ, будет то, что эта «церковь» будет всячески затушевывать какую-либо разницу между собою и истинной Церковью, постепенно вводя свое ложное учение, под самым высоким лицемерным поводом – в недра истинного православного учения. Для верующих будет чрезвычайно трудно разобраться – где Истина. Нужно будет особенное внимание к Слову Божию и к Св. Преданию Церкви.

Наряду с «церковью лукавнующих» будет возрастать другая «церковь», которая может даже и не изменять вероучения, но в условиях государственного преследования веры вступит в тайный союз с богоборческою властью, получая некоторую легализацию своей «церковной» деятельности. «И я увидел,– пишет Св. Иоанн Богослов,– жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными... И на челе ее написано имя: Тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным ...и видя ее, дивился удивлением великим» (Откр. 17, 3-6). Да и как было не дивиться Св. Тайнозрителю, когда он вместо истинной Церкви первохристианской – вместо «Жены, облаченной в Солнце», вместо «Чистой Девы», «Невесты Христовой», убегающей в пустыню от зверя (в нелегальном положении спасающейся в катакомбах и пустынях от преследования власти) в дали времен узреть жену – «великую блудницу», сидящую на звере (см. Откровение, 12 гл., 17-18 гл.). Это усаживание жены на зверя или отпадение Церкви от «брачного» союза со Христом и вступление ее в незаконный «любодейный» союз с Антихристом или с его предтечами,– в Св. Писании уподобляется нарушению брачной верности. Поэтому и та часть Церкви, которая, изменив Христу, вступит в тайное соглашение с властью Зверя, на языке Св. Писания называется:

2. – «ЦЕРКОВЬ БЛУДНИЦА».

На появление «церкви блудницы» в мировом масштабе можно смотреть как на завершение эпохи апостасии, выводящей на мировую арену Антихриста. При «церкви-блуднице» для истинно верующих останется один выход – бегство в «пустыню», т.е. переход в тайное нелегальное положение при отказе от всякой попытки искать защиты своих прав у существующей власти. Церковь-Отступница сама поведет беспощадное гонение против остатка верующих, сохраняющих свою преданность истинной Христовой Церкви Православной.

Наиболее употребительным приемом преследования вначале будет клевета на них, широко распространяемая в обществе, с целью подорвать их престиж и парализовать их честное и благотворное влияние, а затем и ложные обвинения, приносимые на них в судебные и административные учреждения, дающие основания для их наказания... «Я видел,– пишет Св. Иоанн Богослов,– что жена была упоена кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых» (Откровение. 17, 6).

Наше время, как начало религиозной или церковной Апостасии.

Так как в эпоху Антихриста должно совершиться объединение всех религий или слияние их в одну религию поклонения Человекобогу, то и подготовка к Антихристу в эпоху Апостасии должна состоять в постепенномобъединении всех христианских вероисповеданий в одну «Церковь-лукавнующих» при одновременных стараниях разрушить истинную Церковь Христову. Всё это мы видим в наше время. Теперь совершается самая ужасная подделка Церкви отвлеченным христианством. Большинство всё значение Христа усматривает в Его учении, забывая о том, что «Христос приходил на землю вовсе не для того только, чтобы сообщить людям несколько новых истин. Нет, Он приходил, чтобы создать совершенно новую жизнь человечества, т.е. Церковь. Это новое общество человеческое, по мысли Самого Создателя его, существенно отличается от всяких других соединений людей в разные общества» (Архиепископ Иларион. «Христианства нет без Церкви», стр. 17-18). Господь Иисус Христос дал не только Свое учение, но и необходимые силы благодатные для исполнения Его учения. Последние сообщаются верующимтолько в Церкви через св. таинства и жительство по уставу Церкви. Благодать Божия или сила Духа Святого и созидает в сердце человека Царствие Божие. Поэтому только в Церкви, а не в отвлеченном христианстве устанавливается и поддерживается единение человека с Богом, а в Боге и тесное единение друг с другом. Св. Ап. Павел, говоря о единении людей, всегда говорит о Духе Святом, как об источнике этого единения, хранимого вЦеркви. «Таким образом в Церкви живущий Дух Святый дает каждому члену Церкви силы быть новою тварью» (Там же, стр. 27). Бесцерковное же христианство, как напр. «Всемирные Христианские студенческие Союзы», «Экуменическое Движение», разные христианские секты – «все это ни что иное, как принижение и искажение Христовой идеи Церкви, убивающие всякую подлинно христианскую благодатную церковную жизнь»... И это мы должны твердо помнить, чтобы не соблазниться довременной пропагандой общего христианства взамен якобы «разделившейся Церкви». «Нет христианства, нет Христа, нет благодати, нет Истины, нет жизни, нет спасения,– ничего нет без Церкви, и все это есть только в Единой Церкви» (Архиепископ Иларион. Там же, стр. 64, 68).

Имея зарождение «Церкви лукавнующих» в виде всех стараний всемирного объединения христиан не в Церкви, а на почве отвлеченного христианства, мы имеем и зарождение «Церкви-блудницы» в лице Советской церкви, вступившей в деловой союз с «красным зверем», преисполненном «именами богохульными».

Советская церковь является усердной служанкой богоборческого советского правительства, в полной мере управляемая им и контролируемая, начиная с верхов и доходя до самых низших мелких инстанций. Поэтому вся ответственность за преступления советской власти в отношении преследования веры и истинной Церкви падает и на Московскую Патриархию, как добровольную соучастницу преступной деятельности власти.

Московская Патриархия –

а) всячески содействует проникновению коммунистических агентов в церковные организации – даже, если нужно, с принятием священного сана и с занятием высоких постов в Церкви. Как сообщает норвежская газета «Афтенпостен» № 338, 1959 г., – доктор Макинтаер считает совершенно доказанным, что «митрополит НиколайКрутицкий – один из главных руководителей Русской Православной Церкви – является выдающимся агентом советской красной полиции. Коммунистическая партия в СССР командирует своих людей на богословские курсы и дает им подготовку для исполнения обязанностей священников, которые со временем будут епископами и одновременно агентами тайной полиции» («Церковная Жизнь» № 1-2, 1960 г.).

б) не протестует против советского запрещения религиозного образования и воспитания детей и насильственного отравления их ядом атеизма, и тем содействует сатанинскому плану прекращения существования веры и Церкви в России с вымиранием верующих старого поколения.

в) совершает кощунственные акты: призывая Божие благословение на гонителей Христа, совершая церковные моления об упокоении «со святыми» явных анафематствованных Всероссийским Собором безбожников, искажая текст службы «Всем святым, в Российстей земле просиявшим», похуляя мученический подвиг членов истинной Церкви Христовой, представляя последних не жертвами советского преследования веры, а преступниками, справедливо наказанными властью.

г) в качестве красной полиции помогает советской власти разыскивать и преследовать членов истинной (катакомбной) Церкви, не признавших деклараций Митрополита Сергия в 1927 году о необходимости сотрудничества с безбожною властью, и оставшихся верными заветам покойного Патриарха Тихона. При таком сотрудничестве с гонителями Христа Советская церковь приняла на себя и ответственность за все страдания и за всю кровь исповедников и мучеников за святую веру.

д) распространяет по всему миру ложь о свободе веры в СССР, восхваляя советское правительство, благодаря его за удовлетворение всех нужд церковных. Такою ложью, сопровождаемою богатыми подарками. Московская Патриархия ввела в заблуждение и восточные Патриархаты, похваляясь своим влиянием на них в своем журнале (см. Ж.М.П. № 5 за 1959 г.).

е) оказывает ценные политические услуги советской, власти своим участием в мировой «борьбе за мир», и тем самым содействует успеху распространения коммунизма во всем мире, т.е. торжеству мировой Апостасии.



Если сравнить духовное состояние народа в СССР с духовным состоянием свободного Западного мира, то, несмотря на все жестокие преследования верующих в сов. России, и полную свободу веры на Западе, духовное превосходство принадлежит первому. Там, за железным занавесом, растет среди кровавого террора исповедническая Христова Русь, там – на крови и на костях мучеников крепко стоит великая духом истинная благодатная Истинно-Православная Церковь, которая своим отказом от всякой советской легализации обрекла себя на уход в «пустыню»,– в «катакомбы».

Совершенно не то здесь на Западе – где чрезмерное погружение в одни материальные интересы приводит людей к полному равнодушию к вере и погружает их в духовную слепоту, не позволяющую им видеть все извилистые пути, ведущие к Антихристу. Благодать Божия отходит от суетящейся и служащей миру толпы, предоставляя ее падению ее.

--------------------------------------


Указав грозные признаки современной Апостасии, которая должна завершиться приходом Антихриста, мы должны воздерживаться от всяких попыток определения каких либо сроков его явления. Подготовка к его появлению может развернуться и очень быстро, но может и быть задержанной неожиданными событиями.Задержка решительной развязки вызывается милосердием Божиим ради покаяния и желания спасения хотя бы и небольшого остатка верующих. Но, когда истощаются в сердцах людей спасительный страх Божий и способность покаяния, тогда быстро наступают все казни, предреченные судами Божиими.

От Западного мира трудно ожидать самостоятельного пробуждения покаянного подвига и стремления к восстановлению христианской жизни. Его можно ожидать только от того Русского Народа, который при самых жестоких гонениях на Церковь Христову и на веру, не отошел от Христа, не изменил Св. Православию и остался в Церкви своей, ушедшей в катакомбы. Недаром наши благочестивые предки, называвшие Москву – 3-м Римом и считавшие ее последним и единственным оплотом Церкви Христовой на земле, недаром и наш великий молитвенник и чудотворец Отец Иоанн Кронштадтский ни в каком народе не видел возможности задержки и отсрочки надвигающегося царства тьмы, кроме одного народа Русского. Ибо, по его словам, когда у Русского народа не будет покаяния, тогда конец мира близок. Только там, в России при всенародном покаянии, при полном торжестве Православной веры и Церкви могла бы быть восстановленной «удерживающая» Царская благословенная миропомазанная власть, которая могла бы вызвать обновление христианской жизни и во всем мире. От России ждали спасения всего мира и иностранные мыслители: Г. Ферреро и В. Шубарт, который утверждал, что «только Россия способна одухотворить человеческий род, погрязший в вещности и испорченный жаждой власти». Но если в России не станет покаяния, не произойдет ожидаемого переворота, то быстрое завершение Апостасии и приход Антихриста становятся неизбежными.

Теперешняя жизнь требует от каждого из нас самого внимательного и высокого духовного отношения ко всем явлениям, чтобы предохранить себя от ошибочного принятия лжи за истину, чтобы удержаться от ошибочных шагов в направлении неотвратимой гибели. Для этого необходимо всякое свое рассуждение проверять Словом Божиим и Разумом Св. Отцов. Затем нужна правильная духовная жизнь по указаниям Св. Православной Церкви. «Надо оставить плотскую и греховную жизнь, потом посредством покаяния и жительства по евангельским заповедям очистить и украсить душевный храм, по совершении чего Святый Дух осеняет его, совершает в нем окончательное очищение и убранство. В такой храм нисходит Бог и учреждает в нем Свое духовное, невидимое, но вместе вполне ощущаемое и познаваемое царство. Кто примет внутрь себя Царство Божие, тот сможет иметь ясное понятие о втором пришествии Богочеловека, тот сможет узнать и избежать Антихриста или противостать ему. Кто же не примет внутрь себя Царства Божие, тот не узнает Антихриста, тот непременно непонятным для себя образом соделается егопоследователем, тот не узнает приближающейся кончины мира и наступающего страшного второго пришествияХристова (см. Лук. 17, 20-21; 2 Петр. 3, 3-4), оно застанет его неготовым. Никакое человеческое учение, никакое учение словом не достаточно для наставления тому, что требует наставления в душевной клети, наставления от Самого Бога. Стяжавший внутри себя Царство Божие имеет руководителем Святого Духа, Который наставляет на всякую истину (Иоан. 16, 13) руководимого Им человека, не допускает его быть обманутым ложью, облекающейся для удобнейшего обмана в призраки истины» (Еп. Игнатий Брянчанинов, т. 4, стр. 270-271).

Современная эпоха Апостасии является для нас последним предупреждением о том грозном бедствии, которое может очень скоро охватить весь мир. Она же является для нас и сильнейшим побуждением к сохранению своей теснейшей связи с Истинной Христовой Церквью, в которой мы только и можем стяжать спасительную благодать Божию, не допускающую нас до невольных губительных ошибок в распознавании верного пути.

Промысел Божий рассеял по всему лицу свободного мира нашу Православную Русскую Зарубежную Церковь и поставил ее носительницею неискаженной Христовой Правды и источником спасения для всех желающих и ищущих его.

Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви в 1959 г. объявил настоящий 1960 год годом покаяния и усиленного церковного делания, ибо одно только глубокое и искреннее покаяние может спасти нас. «Будем усердно молить Господа – да возродит Он Православную Державу Российскую, которая пошла бы по историческимстезям своим и стала бы опорою мира во всем мире... Тогда... восстанет и возвеселится Земля Русская и соберет рассеянных сынов своих от востока и запада, от севера и юга. И приидут народы многие, говоря – «приидите, взойдем в Землю Господню и в Дом Божиея Матери, и возвестит нам путь, и пойдем по нему». «Мы идем с вами, ибо слышали и разумели, что с вами Бог» (Из Послания Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей – Боголюбивой пастве в рассеянии сущей. «Церковная Жизнь» № 11-12, 1959 г.).

Протоиерей Борис Молчанов,

1960 г.

Печатается по: Молчанов Борис, прот. Эпоха Апостасии // Вера и Жизнь, православный журнал. – Чернигов, 1992. – № 1. – С. 2-25.

Источник: Церковные Ведомости РИПЦ

 
Сайт священника Виктора Бабицына, все права защищены.

Яндекс.Метрика